Прокрастинация часто оборачивается чувством вины и беспокойства, хотя в начале похожа на беззаботную игру

Почему сегодня стоит делать то, что можно отложить на завтра?

Прокрастинация является довольно распространенной проблемой не только среди взрослых, но и среди подростков. Прокрастинация – это стойкое желание откладывать дела на потом. Подростковый возраст — это период значительных изменений, что делает подростка более уязвимым к прокрастинации.

Цикл прокрастинации: прокрастинация – чувство вины – паника – поиск оправданий – прокрастинация.

Почему подростки склонны к прокрастинации?

  • Недостаточность саморегуляции и способности к управлению своим временем. Иногда подростку трудно оценить временные затраты, требуемые на выполнение задания.
  • Отсрочка наград. Когда, естественным образом, предпочитаются немедленные награды по сравнению с отсроченными, даже если последние могут быть значительно больше.
  • Избегание неудачи: подростки иногда боятся неудачи и критики, поэтому откладывают задания, чтобы избежать возможной негативной оценки.
  • Неумение распределять задания по уровню сложности: подростки в начале выполняют более легкие задания, а когда доходит время до более сложных, то не остается сил и желания включаться в эту деятельность.
  • Неумение распределять активность: 20 минут работаем / 5 минут перерыв.

Помощь подросткам, склонным к прокрастинации:

  • Образование и планирование: помогите подростку разработать навыки планирования и управления временем. Объясните, как создавать расписание. Делите задания по степени «важности» и «срочности». Составляйте список дел и отмечайте красным цветом те дела, которые необходимо выполнить в обязательном порядке, другим цветом те, которые желательно выполнить, третьим цветом те, которые можно выполнить, а можно при желании и возможности перенести на завтра. Обучите подростка оформлению рабочего листа достижения целей, где отмечаем цель, сколько времени понадобится на выполнение, какие ресурсы необходимы, определяем этапы деятельности. В данном случае мы учим ребенка определять алгоритмы действий, и тогда необходимая для выполнения работа оценивается не как снежный ком, упавший на голову, а терпимые для выполнения снежки. Составьте карточки напоминаний, которые помогут ребенку добиться больших успехов. Используйте доску для заметок и стикеров. Не беремся за все дела сразу. Часто в процессе работы привожу метафору со слоном (едим слона по кусочкам). Не отвлекаемся на мелочи, следуем строго плану работы.
  • Поддержка и мотивация: поддержите подростка, проявляя интерес к его успехам и достижениям. Помогите определить плюсы от включения в ту или иную деятельность. Обращайте внимание на успехи подростка. Составьте лист достижений, на котором будете записывать, что получалось хорошо. Мотивируй себя: три плюса в плане работы – можно выпить чай.
  • Развитие навыков саморегуляции: обучите подростка техникам саморегуляции, осознанного переключения внимания, навыкам совладания с негативными эмоциями. Сведи к минимуму отвлекающие факторы.
  • Профессиональная помощь: В случае, если прокрастинация становится хронической и мешает подростку, обратитесь за помощью к психологу.

Прокрастинация у подростков может быть вызвана разными факторами, и её решение требует внимания, терпения и поддержки со стороны родителей и педагогов. Важно помнить, что преодоление прокрастинации — это процесс, и каждый подросток может найти свой путь к более эффективному управлению временем и заданиями.