Отложенная жизнь: почему подростки прокрастинируют и как им помочь выбраться из ловушки

Прокрастинация часто оборачивается чувством вины и беспокойства, хотя в начале похожа на беззаботную игру

Прокрастинация является довольно распространенной проблемой не только среди взрослых, но и среди подростков. Прокрастинация – это стойкое желание откладывать дела на потом. Подростковый возраст — это период значительных изменений, что делает подростка более уязвимым к прокрастинации.

Цикл прокрастинации: прокрастинация – чувство вины – паника – поиск оправданий – прокрастинация.

Почему подростки склонны к прокрастинации?

Недостаточность саморегуляции и способности к управлению своим временем. Иногда подростку трудно оценить временные затраты, требуемые на выполнение задания. 

Отсрочка наград. Когда, естественным образом, предпочитаются немедленные награды по сравнению с отсроченными, даже если последние могут быть значительно больше.

Избегание неудачи: подростки иногда боятся #неудачи и критики, поэтому откладывают задания, чтобы избежать возможной негативной оценки.

Неумение распределять задания по уровню сложности: подростки в начале выполняют более легкие задания, а когда доходит время до более сложных, то не остается сил и желания включаться в эту деятельность.

Неумение распределять активность: 20 минут работаем / 5 минут перерыв.

Прокрастинация может стать проблемой, когда превращается в привычку. Как следствие — стресс, тревога, чувство вины. 

Помощь подросткам, склонным к прокрастинации:

📌Образование и планирование:

Помогите подростку развить навыки планирования и управления временем. 

Объясните, как создавать расписание. Делите задания по степени «важности» и «срочности». Составляйте список дел и отмечайте цветом те дела, которые необходимо выполнить в обязательном порядке, другим цветом те, которые желательно выполнить, третьим цветом те, которые можно выполнить, а можно перенести на завтра. 

Обучите составлению рабочего листа достижения целей, где отмечаем цель, сколько времени понадобится на выполнение, какие ресурсы необходимы, определяем этапы деятельности. В данном случае мы учим ребенка определять алгоритмы действий, и тогда необходимая для выполнения работа оценивается не как снежный ком, упавший на голову, а терпимые для выполнения снежки. 

Составьте карточки напоминаний, которые помогут ребенку добиться больших успехов. Используйте доску для заметок и стикеров. Не беремся за все дела сразу. В процессе работы уместна метафора со слоном (едим слона по кусочкам). 

Не отвлекаемся на мелочи, следуем строго плану работы.

📌Поддержка и мотивация:

Поддержите подростка, проявляя интерес к его успехам и достижениям. Помогите определить плюсы от включения в ту или иную деятельность. Обращайте внимание на успехи. Сделайте лист достижений, где будете записывать, что получалось хорошо. Обучите мотивации: три + в плане работы – можно выпить чай.

📌Развитие навыков саморегуляции:

Обучите техникам саморегуляции, осознанного переключения внимания, навыкам совладания с негативными эмоциями. Сведите к минимуму отвлекающие факторы.

📌Профессиональная помощь:

В случае, если прокрастинация становится хронической и мешает подростку, обратитесь за помощью к психологу.

Прокрастинация у подростков может быть вызвана разными факторами, её решение требует внимания, терпения и поддержки со стороны родителей и педагогов.

Помните,  преодоление прокрастинации — это процесс, и каждый подросток может найти свой путь к более эффективному управлению временем и заданиями.