Отложенная жизнь: почему подростки прокрастинируют и как им помочь выбраться из ловушки
Прокрастинация часто оборачивается чувством вины и беспокойства, хотя в начале похожа на беззаботную игру
Прокрастинация является довольно распространенной проблемой не только среди взрослых, но и среди подростков. Прокрастинация – это стойкое желание откладывать дела на потом. Подростковый возраст — это период значительных изменений, что делает подростка более уязвимым к прокрастинации.
Цикл прокрастинации: прокрастинация – чувство вины – паника – поиск оправданий – прокрастинация.
Почему подростки склонны к прокрастинации?
– Недостаточность саморегуляции и способности к управлению своим временем. Иногда подростку трудно оценить временные затраты, требуемые на выполнение задания.
– Отсрочка наград. Когда, естественным образом, предпочитаются немедленные награды по сравнению с отсроченными, даже если последние могут быть значительно больше.
– Избегание неудачи: подростки иногда боятся #неудачи и критики, поэтому откладывают задания, чтобы избежать возможной негативной оценки.
– Неумение распределять задания по уровню сложности: подростки в начале выполняют более легкие задания, а когда доходит время до более сложных, то не остается сил и желания включаться в эту деятельность.
– Неумение распределять активность: 20 минут работаем / 5 минут перерыв.
Прокрастинация может стать проблемой, когда превращается в привычку. Как следствие — стресс, тревога, чувство вины.
Помощь подросткам, склонным к прокрастинации:
📌Образование и планирование:
Помогите подростку развить навыки планирования и управления временем.
Объясните, как создавать расписание. Делите задания по степени «важности» и «срочности». Составляйте список дел и отмечайте цветом те дела, которые необходимо выполнить в обязательном порядке, другим цветом те, которые желательно выполнить, третьим цветом те, которые можно выполнить, а можно перенести на завтра.
Обучите составлению рабочего листа достижения целей, где отмечаем цель, сколько времени понадобится на выполнение, какие ресурсы необходимы, определяем этапы деятельности. В данном случае мы учим ребенка определять алгоритмы действий, и тогда необходимая для выполнения работа оценивается не как снежный ком, упавший на голову, а терпимые для выполнения снежки.
Составьте карточки напоминаний, которые помогут ребенку добиться больших успехов. Используйте доску для заметок и стикеров. Не беремся за все дела сразу. В процессе работы уместна метафора со слоном (едим слона по кусочкам).
Не отвлекаемся на мелочи, следуем строго плану работы.
📌Поддержка и мотивация:
Поддержите подростка, проявляя интерес к его успехам и достижениям. Помогите определить плюсы от включения в ту или иную деятельность. Обращайте внимание на успехи. Сделайте лист достижений, где будете записывать, что получалось хорошо. Обучите мотивации: три + в плане работы – можно выпить чай.
📌Развитие навыков саморегуляции:
Обучите техникам саморегуляции, осознанного переключения внимания, навыкам совладания с негативными эмоциями. Сведите к минимуму отвлекающие факторы.
📌Профессиональная помощь:
В случае, если прокрастинация становится хронической и мешает подростку, обратитесь за помощью к психологу.
Прокрастинация у подростков может быть вызвана разными факторами, её решение требует внимания, терпения и поддержки со стороны родителей и педагогов.