Нейропсихологический подход к оценке развития ребенка базируется на знаниях мозговой организации (связи психической функции с определёнными участками мозга) и взаимосвязи высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи), как единой динамической системы функционирования мозга

Нормы развития ребенка с позиции нейропсихологического подхода


Нормы развития ребенка в 1 год. Нейропсихологический подход

Первый год жизни особенно отличается по своей результативности в
отношении функциональных «приобретений» в перцептивно-когнитивно-эмоциональной сфере.

Крупная моторика: удерживается с вертикальном положении. Ходит с поддержкой.

Мелкая моторика: целенаправленные движения руками – нанизывания, вкладывание и т.д. Может перелистывать страницы картонной книжки. Манипулятивные действия с двумя предметами. Осваивает бросание.

Зрительное восприятие: показывает отдельные предметы в быту.

Слуховое восприятие: пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом.

Импрессивная речь: включается с выполнение просьб.

Экспрессивная речь: говорит некоторые слова (мама, дада).

Интеллект: деятельность приобретает характер целенаправленной, ребенок как бы прогнозирует результат своего действия (складывает игрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке). Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения. В состоянии определить высоту и края предметов. Различает несколько предметов по названиям. Ищет спрятанную игрушку.

Коммуникация: машет рукой на прощание. По просьбе обнимает родителей.

Самообслуживание: самостоятельно ест (руками), откусывает печенье.

Игра: играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь. Играет с мячом.

Нормы развития ребенка в 2 года. Нейропсихологический подход

Крупная моторика: перешагивает через препятствия. Пытается бегать. Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила.

Мелкая моторика: разрывает бумагу. Переворачивает по одной странице в книге.

Зрительное восприятие: дифференцирует форму и величину объемной игрушки. Дифференцирует количество предметов. Подбирает парные игрушки и картинки.

Слуховое восприятие: «Вставляет» слова в знакомые стихи. Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук.

Импрессивная речь: показывает все части тела. Показывает все объекты в быту.

Экспрессивная речь: говорит двухсловные предложения.

Интеллект: узнает простые картинки в книге. Может выполнить поручение из 1 действия. Различает «один» и «много». Различает «большой» и «маленький». Строит простые сооружения из кубиков.

Коммуникация: помогает в простейших работах (по инструкции). Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами. Активно пользуется жестами.

Самообслуживание: зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожевывает пищу. Снимает расстегнутое пальто, куртку. Ест и пьет самостоятельно.

Игра: начало функциональной игры. Любит катать, перетаскивать игрушки. Толкает «поезд», сделанный и нескольких кубиков.

Нормы развития ребенка в 3 года. Нейропсихологический подход

Крупная моторика: бегает. Самостоятельно приседает и встает. Наклоняется и поднимает предметы с пола. Стоит на одной ноге без поддержки. Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой). Умеет ездить на трехколесном велосипеде.

Мелкая моторика: формируется предпочтение руки. По показу повторяет вертикальные и круглые линии. «Правильно» держит карандаш.

Зрительное восприятие: узнает знакомые предметы по телевизору. Понимает смысл простых картинок с действием. Узнает контурные, черно-белые изображения. Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке.

Слуховое восприятие: ребенок на слух различает звуковой состав речи (грамматический строй).

Импрессивная речь: понимает содержательную речь, несложные рассказы. Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке.

Экспрессивная речь: составляет предложения и 3-4 слов. Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный). Легко повторяет фразы.

Интеллект: выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне). Подбирает цвета по образцу (синий к синему). Строит по показу поезд, башенку.

Самообслуживание: ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье). Просится на горшок в дневное время. Самостоятельно моет и вытирает руки. Застегивает и расстегивает молнию, с помощью. Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно). Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку).

Игра: собирает пирамидку по порядку. Появляются элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу; возит, нагружает машину; говорит по телефону)