Современные дети часто не имеют обязанностей, не связанных с учебной деятельностью
В последнее время очень часто можно встретить семьи, которые позиционируют отсутствие правил в семье, объясняя это тем, что правила ограничивают свободу, накладывают некое «табу», мешают всестороннему развитию ребёнка.
Формулирование правил в семье – это некие ориентиры, возможность для всех членов семьи научиться обозначать свои границы, научиться сообщать близким о своих потребностях, тем самым заботиться и о себе, и о близких.
Наличие в семье правил, ограничений способствует тому, что дети чувствуют себя эмоционально спокойно и безопасно. Предоставляя ребенку максимум свободы, мы перекладываем на его хрупкие плечи ответственность, с которой он, в силу возрастных особенностей, справиться не может.
Огромная ответственность влечет за собой переживание ребенком состояния тревоги, эмоционального беспокойства, нарушение поведения.
Очень важно обсуждать правила в семье, авторство не должно принадлежать кому-то одному, и делать это стоит не с обвинительной позиции (велик риск натолкнуться на взаимные упреки), а с позиции сотрудничества, не «ты вечно опаздываешь….», а «когда ты опаздываешь, я огорчаюсь/ беспокоюсь…., поэтому предлагаю установить следующее правило…».
Современные дети часто не имеют обязанностей, не связанных с учебной деятельностью.
Правила могут касаться самых разных сфер жизни семьи: взаимоотношения, домашние обязанности, забота о домашнем питомце, использование гаджетов, правила, касающиеся режима дня, и т.д.
Правил не может быть много, важно определять приоритеты. Если правила не исполняются, должны следовать какие-то ограничения. Правила должны быть конкретными, знакомы ребёнку и доступными для исполнения.
Привлекайте детей к обсуждению правил. Это позволит им почувствовать сопричастность к созданию правил и поможет более ответственно относиться к их выполнению.