Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и его влияние на письменную речь
Процесс письма предполагает интеграцию нескольких навыков. Письменная речь представляет собой довольно сложный, многоступенчатый процесс. Это требует интеграции нескольких навыков, включая планирование, анализ и организацию мыслей; расстановку приоритетов и последовательности информации; запоминание и внедрение правил правописания, пунктуации и грамматики; а также мелкой моторики, координации.
В старших классах ожидания, связанные с письмом, становятся еще более четкими. Сочинения и отчеты, требующие от учащихся изложения того, что они знают на бумаге, занимают более значимое место в учебной программе и могут провоцировать тревогу у учащихся с СДВГ.
Основные причины сложностей выполнения заданий по русскому языку (сочинение, изложение):
- Необходимость удерживать идеи и последовательность слов/ предложений, чтобы составить логически связанный рассказ.
- Необходимость детализации рассказа и наделение его описательными характеристиками.
- Количество времени, которое может потребоваться для завершения работы; часто не остается времени (или энергии) на проверку, редактирование заданий и внесение исправлений.
- Учащиеся с СДВГ, как правило, имеют проблемы с концентрацией внимания на деталях, что делает вероятными орфографические, грамматические или пунктуационные ошибки.
- Если ребенок импульсивен, он также может торопиться с выполнением школьных заданий. В результате работы часто заполнены «небрежными» ошибками, недописанными предложениями, непоследовательными сюжетами.
- Процесс проверки может быть довольно утомительным, поэтому, учащийся может легко потерять интерес и сосредоточенность и не заметить ошибок.
- У учащихся с СДВГ может быть нарушена координация мелкой моторики, что приводит к более медленному и беспорядочному почерку, который может быть очень трудным для чтения.
Правильно организованная коррекционная работа помогает скорректировать специфические ошибки письма, довести их до минимума.