Оппозиционно-вызывающее поведение диагностируется в детстве

Когда все наперекор

Дети с оппозиционно-вызывающим поведением отказываются сотрудничать, вызывающе и враждебно настроены по отношению к сверстникам, родителям, учителям и другим авторитетным лицам.


Основные проявления такого поведения:

  • импульсивность,
  • раздражительность,
  • низкая толерантность к фрустрации,
  • присутствие черт бесчувственности и черствости.

Многие дети склонны не слушаться, спорить с родителями. Они часто могут так себя вести, когда устают, голодны или расстроены. Но у детей и подростков с ODD эти симптомы встречаются чаще. Они также мешают обучению и адаптации в школе. А в некоторых случаях они нарушают отношения ребенка с окружающими.


Самый главный вопрос, который взрослые должны задать себе: «Для чего данное поведение нужно конкретному ребенку?»
Отвечая на него можно выйти на сопутствующие состояния, работа с которыми может значительно уменьшить сложное поведение.

ФАКТОРЫ РИСКА:

  • Особенности личности- ребенку сложно контролировать свои эмоции, повышенная импульсивность, эмоциональная лабильность.
  • Особенности воспитания: непоследовательность, пренебрежение, недостаточное родительское внимание, отсутствие или неустойчивость границ, насилие, конфликты, употребление кем-то из родителей ПАВ.
  • Окружающая среда — оппозиционное и вызывающее поведение может быть спровоцировано или усилено со стороны сверстников и непоследовательных требований дисциплины от других авторитетных фигур, таких как учителя.

ODD чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. ODD диагностирует детский психиатр.

Варианты помощи ребенку с ODD:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Ребенок учится решать сложности и взаимодействовать с окружающими, учится эмоциональной саморегуляции и самоконтролю. Поведенческая терапия ОВР включает навыки обучения, помогающие создавать позитивные семейные взаимодействия и управлять проблемным поведением.
  • Семейная терапия- улучшает коммуникативные навыки и отношения в семье.
  • Групповая терапия- развитие социальных и межличностных навыков.
  • Лекарства не часто используются для лечения ODD. Но ребенку они могут понадобиться при других сопутствующих симптомах или расстройствах, например, при СДВГ.

Оппозиционно-вызывающее расстройство сказывается на качестве жизни не только ребенка, но и его родственников.

Надо разделять ребенка и его расстройство. Это не он такой «орущий и бьющий». Это его расстройство. И ему надо помогать — видеть в нем его лучшие качества и учить ребенка жить с его особенностями.

Эффективно при работе с ODD ведение поведенческого договора, техники валидации, признание и принятие переживаний, введение системы контроля и самоконтроля поведения.