Оппозиционно-вызывающее поведение диагностируется в детстве
Дети с оппозиционно-вызывающим поведением отказываются сотрудничать, вызывающе и враждебно настроены по отношению к сверстникам, родителям, учителям и другим авторитетным лицам.
Основные проявления такого поведения:
- импульсивность,
- раздражительность,
- низкая толерантность к фрустрации,
- присутствие черт бесчувственности и черствости.
Многие дети склонны не слушаться, спорить с родителями. Они часто могут так себя вести, когда устают, голодны или расстроены. Но у детей и подростков с ODD эти симптомы встречаются чаще. Они также мешают обучению и адаптации в школе. А в некоторых случаях они нарушают отношения ребенка с окружающими.
Самый главный вопрос, который взрослые должны задать себе: «Для чего данное поведение нужно конкретному ребенку?»
Отвечая на него можно выйти на сопутствующие состояния, работа с которыми может значительно уменьшить сложное поведение.
ФАКТОРЫ РИСКА:
- Особенности личности- ребенку сложно контролировать свои эмоции, повышенная импульсивность, эмоциональная лабильность.
- Особенности воспитания: непоследовательность, пренебрежение, недостаточное родительское внимание, отсутствие или неустойчивость границ, насилие, конфликты, употребление кем-то из родителей ПАВ.
- Окружающая среда — оппозиционное и вызывающее поведение может быть спровоцировано или усилено со стороны сверстников и непоследовательных требований дисциплины от других авторитетных фигур, таких как учителя.
ODD чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. ODD диагностирует детский психиатр.
Варианты помощи ребенку с ODD:
- Когнитивно-поведенческая терапия. Ребенок учится решать сложности и взаимодействовать с окружающими, учится эмоциональной саморегуляции и самоконтролю. Поведенческая терапия ОВР включает навыки обучения, помогающие создавать позитивные семейные взаимодействия и управлять проблемным поведением.
- Семейная терапия- улучшает коммуникативные навыки и отношения в семье.
- Групповая терапия- развитие социальных и межличностных навыков.
- Лекарства не часто используются для лечения ODD. Но ребенку они могут понадобиться при других сопутствующих симптомах или расстройствах, например, при СДВГ.
Оппозиционно-вызывающее расстройство сказывается на качестве жизни не только ребенка, но и его родственников.
Надо разделять ребенка и его расстройство. Это не он такой «орущий и бьющий». Это его расстройство. И ему надо помогать — видеть в нем его лучшие качества и учить ребенка жить с его особенностями.
Эффективно при работе с ODD ведение поведенческого договора, техники валидации, признание и принятие переживаний, введение системы контроля и самоконтроля поведения.